Io

imhoart


Палитра творческой души

Мы уже победили! Просто это еще не так заметно!) (БГ)


Previous Entry Share Next Entry
Мастер-класс Анны Эгиды в Новосибирске. Перепост для себя, потому что очень важно!)
imhoart
Оригинал взят у jonsonsquest в Мастер-класс Анны Эгиды в Новосибирске
Свершилось чудо, и Анна egida приехала к нам в Новосибирск со своим мастер-классом. Как я узнала позже, случилось это благодаря одной из участниц мастер-класса – Наталье, за что ей отдельное спасибо.
Журнал Анны я читаю недолго, но прониклась. Правда, с ужасом осознала, что некоторые посты мне непонятны, как над ними не бейся. Это, кстати, одна из причин, по которой я хотела попасть на мк Анны. А вторая причина проста до невозможности: иногда мне очень хочется зарисовать кусочек города (своего или чужого) в данный конкретный момент, но я не знаю, с чего начать. Много деталей в городе пугает и заставляет опускать руки.

Мастер-класс проходил два дня. Мы встречались в обед, и расходились вечером. На второй день Анна пригласила всех участников на кофе и поболтать, но я, к сожалению, не смогла присутствовать =(

Сначала расскажу о самой Анне. Она невероятная! Очень энергичный человек. Очень! Хочешь не хочешь, а рядом с ней сразу руки чешутся взять карандаш\ручку\маркер и рисовать-рисовать-рисовать. Как написала Анна в своем жж «вопрос мотивации отпал сам собой» =) Видно было, что и остальные участники испытывают подобное, потому что все работали упорно, и хотели как можно больше успеть. Анна очень кратко и точно ставит задачу. Анна успевала работать с группой и с каждым индивидуально, т.е. она учитывает, что темп и стиль работы у всех разный, и это поразительно, я никогда такого не встречала у преподавателей. Я уж молчу о том, что у Анны совершенно иной склад ума, нежели у большинства рисующих, и сначала было трудно следить за ее мыслью.

К слову, о материалах: от нас требовалось очень много обычной офисной бумаги формата А4, черный маркер, карандаш и гелиевая ручка. В оба дня я промахнулась с количеством бумаги: в первый день взяла мало, во второй – слишком много. Маркеры Анна привезла с собой и раздала каждому по 7 штук.

Теперь, собственно, подробности мастер-класса.
День первый. Мы встретились и работали на ж/д вокзале г. Новосибирска. Погода не пела совсем, было очень холодно. Почти все участники оделись слишком легко, но никого это не остановило =)
Первое задание, которое дала нам Анна – поиск силуэта, работа с пятном. Для этого и нужен был черный маркер. Кстати, очень важно, чтобы маркер писал хорошо и был способен равномерно заливать пятно. Я читала отчеты участников предыдущих мастер-классов и знала, о чем идет речь: необходимо было найти очень характерный для города силуэт, который образуют здания. Для наглядности мы рисовали его пятном (т.е. просто контур, равномерно залитый маркером). В теории это казалось очень простым и понятным, а на практике было сложно применить. Думаю, это связано с тем, что очень малое количество людей способно воспринимать картинку целостно, а не фрагментами (у меня, как раз, второй случай  - я вижу чисто предметно).
Сейчас объясню, о чем я, на примерах своих же работ. Вот первые три зарисовки:
Первые три силуэта
Ну, во-первых, мой маркер очень плохо писал, из-за чего пятно не читается нормально (не воспринимается целостно). Во-вторых, на этих зарисовках видно, насколько, говоря языком Анны, фрагментарно я вижу. Да, это здание пригородного вокзала (вернее, его куски), да, оно узнаваемо, но это просто отдельно взятое здание, никак не связанное с окружающим пространством. В-третьих, совершенно нет ощущения улицы (протяженность, динамика), но это, скорее, последствие второго пункта.
Потом до меня дошло, что нужно, я взглянула на окружающее пространство иначе (зарисовки сделаны уже другим маркером, т.к. мой совсем отказался писать):
вторые три силуэта
Здесь уже есть ощущение какой-то единой среды и улицы, но не везде нарисовано с удачной точки.
Кстати, о точке зрения (точке, в которой я нахожусь, когда рисую). Отдельным квестом было удачно устроиться – найти эту самую точку. Важно было встать/сесть не слишком близко, чтобы была возможность охватить взглядом как можно больше. Ну, и, конечно, не потерять при этом силуэт (чтобы все характерные части здания находились на фоне неба, а не на фоне других зданий, т.к. в этом случае силуэт теряется). Поиск точки также сопряжен с прочими трудностями: не стоит стоять у входов метро, у входов в здания, близко к остановкам, ибо там просто невозможно спокойно рисовать (ты, как минимум, всем мешаешь). Чтобы как-то просуммировать наши выводы и окончательно уложить в головах участников важность выделения силуэта и связи здания с окружающим пространством, Анна дала следующее упражнение: одно и то же место рисовать с различного расстояния (с очень близкого, среднего и большого). Вот, что получилось:
три точки
После выполнения задания Анна спрашивала, какой вариант нам больше всего нравится. Самый удачный, разумеется, третий, т.к. два первых – это куски (фрагменты), не несущие особого смысла, кроме самого факта существования вот такой башенки на здании пригородного вокзала. Третий же вариант показывает большой фрагмент здания пригородного вокзала и фрагмент здания главного вокзала, т.е. некий комплекс. Это уже город, а не отдельное здание.

Теперь маленькое лирическое отступление про рисование на улице. Меня саму это очень интересовало, я волновалась по этому поводу перед мастер-классом, поэтому поделюсь своими ощущениями. Рисовать на улице, оказалось, совсем нетрудно. Непривычно, но я быстро втянулась. На второй день я была уже так поглощена своим рисунком, что каждый раз, когда ко мне подходила Анна посмотреть, как идет работа, я чуть ли не подпрыгивала от неожиданности.
Как реагируют окружающие? В большинстве случаев, никак. Выходной день, люди спешат по своим делам, и только прогуливающиеся граждане с интересом смотрят. Один раз ко мне в работу заглянул мальчик лет 10, молча посмотрел, отошел к своей бабушке и сказал что-то, вроде: «А они там что-то интересное делают!». Т.е., в целом, никто не мешает, ничего не спрашивает, большинство даже не смотрит в твою сторону.
Но стоит учитывать, что мы рисовали стоя, а если занять лавочку (желанное место для гуляющих в выходные), то, наверняка, кто-нибудь присядет рядом и, возможно, что-то спросит (это предположение, не проверяла).

Вернусь к рассказу о мастер-классе.
Следующим заданием были связи, линейный рисунок. Анна сказала нам не заботиться о композиции, главное, связать объекты между собой. «Мне важно видеть, КАК линия здания главного вокзала прилегает к очертаниям остановки» - говорила Анна. Важно было соединение, узлы. А также нам необходимо было рисовать ВСЕ подробности, детали, постепенно заполняя лист. Задание оказалось очень сложным, т.к. участники (и я, в том числе) норовили делать именно набросок (быстрые бессистемные небрежные линии), вместо того, чтобы быть внимательными к линии, делать ее длинной, не прерывать и не обводить по 8 раз (этот момент Анна объяснила очень просто: «А смысл?», мне это запало в душу, потому что она права – одной линии достаточно, просто она должна быть точной). Однако, такой подход дает свои плоды: рисуя от узлов со всеми деталями мы связываем картинку воедино, она не распадается на много отдельных кусков (как это бывает при построении). Единственное, иногда очень сложно учитывать пропорции при таком линейном рисунке, но на второй день я и эту сложность победила и поняла, как можно учитывать пропорции по такому методу =)
линейный рисунок
К слову, мы не пользовались резинкой. Если промахиваешься в пропорциях – начинаешь заново. Это заставляет сразу работать по полной, т.к. у тебя нет возможности поправить, ты вынужден быть точным (это, кстати, главный принцип при работе маркерами).
В конце первого дня мы отправились к жилым домам буквально в двух шагах от вокзала. Здесь нам предстояло поработать с таким сложным для меня понятием, как ритм. Для меня это было настоящее испытание (у меня нет художественного образования). Ритм оказался сложным для понимания.
Последнее задание первого дня суммировало выводы по предыдущим и добавляло новый аспект: нам надо было нарисовать скопление жилых зданий разной высоты линейно (по узлам, это мы уже проходили), а затем, используя только два тона маркера (очень темный и бледный) задать ритм, но при этом не потерять плановость и разницу в зданиях. Отталкивались мы от дорожного знака. Вот, что получилось у меня:
ритм_1
Рисунок разваливается. В левую его часть Анна добавила серый, немного собрав его воедино.
По этой же зарисовке нам дали домашнее задание: сделать три варианта ритма (для этого нам дали специальную бумагу для маркеров, бумага мне очень понравилась, маркеры по ней прямо летают). Я подумала, что проще умереть =) Но задание выполнила:
ритм_домашка
Провальный – третий вариант, слишком темно. Первые два даже имеют право на жизнь. Но, признаюсь, делала интуитивно, т.к. ритм не поняла в первый день.

День второй.
В этот раз мы встретились в центре города – на площади Ленина возле Краеведческого музея. Народ заметно утеплился в одежде =)
Задание было одно на весь день: найти (с помощью пятна и силуэта) будущую зарисовку, выполнить ее линейно, проработать ритм и добавить акценты (вот, для чего нам дали другие цвета маркеров). Анна выдала нам три листа специальной бумаги для маркеров для чистового варианта зарисовки. Мы все разбрелись. Я выбрала церковь посреди дороги – очень характерная постройка  в центре города. Сделала несколько силуэтов:
(((((((Силуэты_поиск_второй день)))))
В итоге, первый мне показался (и Анне тоже) самым удачным, и я приступила к линейному рисованию. К слову, линейное рисование – очень медитативный процесс, на мой взгляд: ты работаешь только с линией, ищешь узлы, изучаешь их, переносишь на бумагу, думаешь. Первый вариант линейного рисунка мы отмели по причине того, что я промахнулась сильно в расположении объектов относительно друг друга, поэтому позже этот вариант я использовала как черновик, где можно попробовать задать маркерами нужный ритм. Второй вариант вообще был провальный, я даже дорисовывать его не стала, сразу взяла другой лист.
пл ленина_1
пл ленина_2
А вот третий очень хорошо вышел. Времени было мало, поэтому детали я не рисовала, решила добавить их потом маркерами или ручкой (да, здесь мы уже ввели ручку). На третьей попытке я осознала всю прелесть метода рисования от узла: на самом деле, пропорции учесть очень просто, нужно быть внимательным – вот весь секрет. В этом плане очень помогают дорожные знаки – они находятся на определенной высоте относительно земли и пересекают здания в определенных местах. Так можно определить расположение и размеры объектов на рисунке, очень удобно и интересно.
Потом настал ужасный момент: надо было ввести ритм маркерами. Я решила сначала также сделать это двумя тонами, и у меня получилось, я поняла, что нужно делать! Необходимо, чтобы цвета уравновешивали друг друга по количеству на картине, и чтобы перекликались между собой. Не уверена, что могу это объяснить, но когда рисуешь, все становится ясно. Потом я, правда, переборщила с оранжевым, церковь стала очень тяжелой, плотной на рисунке. Пришла Анна, грамотно ввела черный (важно не убить им всю работу!) и всё снова заиграло, «заработало», как говорит Анна. Вот последняя зарисовка:
пл ленина_3

Что же я вынесла из мастер-класса?
Я рассчитывала научиться делать городскую зарисовку быстро и похоже, но получила гораздо больше. Я получила совершенно иной способ мышления и видения, Анна заставила меня взглянуть на родной город иначе, мой творческий мир перевернулся в хорошем смысле. Это очень важный перелом для меня. Плюс ко всему, методика Анны универсальна, просто она показала ее на примере города. Метод прекрасно адаптируется и под другие виды зарисовок (натюрморт, например, предстал для меня в совершенно другом свете) и, при должном старании, под другие материалы.
А теперь конкретика по пунктам и по порядку:

  1. Силуэт. Характер объектов, которые мы рисуем, выражается именно через него: через целостное пятно, которое объекты образуют;

  2. Связи. Очень важно связать объекты между собой, чтобы была история, а не фактическое изображение объектов;

  3. Ритм. Ритм цвета и баланс цветов на рисунке в целом – именно это заставляет рисунок «работать»;

  4. Цвет объектов. Вот, что окончательно сломало мне мозг – натуральный цвет объекта совершенно не важен, не стоит на него опираться. Цвет – это средство выражения эмоций в рисунке, во всем рисунке. Цвет способен отразить наше настроение и наше отношение;

  5. Самое важное – грамотное и постепенное введение материалов в работу. Ручка не должна повторять все то, что нарисовано маркером – это не имеет смысла. Говоря словами Анны: «Каждый следующий слой – это новая история»;

  6. Анализ, открытия и выводы. Нужно работать головой – анализировать свои работы, смотреть, чего ты хотел добиться, и что вышло в итоге, почему так произошло, чего делать не стоило. А потом грамотно применять эти выводы в других работах. Именно так мы растем и развиваемся;

  7. Пробовать. В конце второго дня я спросила у Анны: «Я боюсь вводить больше двух цветов, что делать?». Ответ Анны сводился к простому – пробовать. Пробовать рисовать одно и то же место по-разному, смотреть, что получается, только так можно прийти к решению. Только экспериментами, а не чтением бесконечным статей и учебников.


Сейчас я с удовольствием и – главное! – пониманием читаю журнал Анны, открывая для себя новое и перестраивая свое творчество. Я не знаю, какими словам благодарить этого человека. Надеюсь, я еще встречусь с этой харизматичной художницей  =)

P.S. Цитаты Анны, приведенные в тексте, могут быть неточны, но суть я постаралась передать верно.
Все зарисовки живут здесь.

?

Log in

No account? Create an account