Io

imhoart


Палитра творческой души

Мы уже победили! Просто это еще не так заметно!) (БГ)


Previous Entry Share Next Entry
Моя любовь – суми-э. Часть 3.
Sumi
imhoart


         Суми-э несомненно является видом искусства, несущим глубокий философский смысл. Это выражение восприятия художника, оно передает сущность того, что художник изображает, сущность растения, животного, пейзажа.  

     Рисование в технике суми-э сродни медитации. Не случайно буддийские  монахи использовали суми-э  в качестве духовного упражнения. Высоко ими ценилось  и отсутствие цветовой гаммы в отличие от западной живописи, которая использует всю палитру цвета. С помощью белого цвета бумаги и различных оттенков черного и серого цветов передавались настроение, душевное волнение, мысли и идеи художника.

     Восточный стиль в искусстве в корне отличается от западного. Восточный стиль пытается запечатлеть момент во времени, настроение, мысль. Рисунок кистью не стремится отобразить предметы или пейзаж так, как они выглядят на самом деле. В этом смысле техника суми-э напоминает импрессионизм. Художники-импрессионисты также пытались запечатлеть не столько саму природу, сколько свое «впечатление» от нее.

     В основе суми-э лежит ряд принципов, совершенно отличных от принципов живописи по маслу. Поскольку полотно является прочным материалом, а масляные краски допускают многократное стирание и наложение, картина создается по заранее подготовленным эскизам. Величие идеи и мастерство исполнения являются характерными особенностями живописи по маслу, которую можно сравнить с хорошо продуманной системой философии, или с грандиозным архитектурным сооружением. По сравнению с этим эскиз суми-э – сама бедность: бедность формы, бедность содержания, бедность исполнения, бедность материала; однако в этом ощущается присутствие некоего движущего духа, который витает вокруг линий, точек и теней различных очертаний. С другой стороны, кажется, что в суми-э мало художественного мастерства и вдохновения – маленькая лодка с рыбаками в центре обширного водного пространства; но, глядя на картину, нельзя не поразиться необъятностью океана, и присутствием таинственного духа в пучине волн. Все эти чудеса достигаются безо всякого усилия. Если суми-э пытается копировать субъективную реальность, оно обречено на полный провал: оно скорее является творением.
     Точка – это птица, а линия – гора. Если в картине ценится превыше всего внешнее сходство, то двухмерное полотно не может воспроизвести ничего объективного: краски слишком бедны для воспроизведения оригинала, и как бы искренне художник ни пытался изобразить объект природы, картина никогда не будет иметь идеального сходства. И тогда возникает вопрос: почему бы совсем не отказаться от такой попытки? Можно  вместо этого творить живые предметы из своего собственного воображения. Поскольку все мы принадлежим одной и той же Вселенной, наши творения могут некоторым образом соответствовать тому, что мы называем объектами природы. Наша работа имеет собственные достоинства, кроме сходства. В каждом мазке кисти присутствует что-то исключительно индивидуальное. Дух каждого художника проявляется в них. Его птицы, его горы, его деревья являются его собственными творениями. Именно так относится художник жанра суми-э к своему искусству. И это отношение есть отношение философии дзэн к жизни. То, чего дзэн добивается в жизни, художник достигает на бумаге кистью и тушью. Творческий дух обитает повсюду, и творчество проявляется как в жизни, так и в искусстве. Линия, начертанная художником жанра суми-э, отличается законченностью, ничто не может пойти за ее пределы, ничто не может ее исправить; она так же неизбежна, как вспышка молнии: сам художник не может ее изъять; этим объясняется красота линии. Здесь нет никакого обмана, никакого копирования, только свободное, неограниченное и в то же время самоуправляемое проявление движения, что составляет принцип красоты. Мышцы сознают, что рисуют линию, отмечают точку, но за ними скрывается неосознанное. Посредством этого неосознанного Природа повествует о своей судьбе. Посредством этого художник создает произведение искусства.

     Еще одной отличительной чертой суми-э является стремление уловить дух в движении. Все видоизменяется, ничто в природе не стоит на месте, а суми-э пытается поймать вещи живыми, что кажется невозможным. Это было бы невозможным, если бы художник пытался воспроизвести живые предметы на бумаге, но он может в какой-то степени добиться успеха, если каждый мазок его кисти будет непосредственно связан с его сокровенным духом, свободным от таких внешних оков, как слова, понятия и т.д. В этом случае его кисть станет продолжением его собственной руки, более того, она станет его духом, и в каждом движении ее, оставляющем следы на бумаге, этот дух будет чувствоваться. Когда это достигается, картина суми-э – сама реальность, совершенная сама по себе, а не копия чего-нибудь. Горы на ней реальны и в том же смысле, в каком реальна гора Фудзи; то же можно сказать об облаках, ручьях, деревьях, волнах, людях, так как дух художника живет во всех этих мазках, линиях, точках, во всем изображении. Небольшой лист бумаги включает в себя Вселенную.  

     Простота формы не всегда означает простоту содержания. В одиноком вороне, усевшемся на мертвой ветке дерева, чувствуется великое Потустороннее. Все вещи появляются из неизвестной пропасти таинственного, и через каждую из них можно заглянуть в эту пропасть. Когда чувства слишком полно выражены, не остается места для догадки и намека, которые являются секретом японских искусств. Некоторые художники доходят даже до того, что считают, что вовсе не важно, за что принимает зритель мазки их кисти: фактически, чем неправильнее поймут их, тем лучше. Штрихи или пятна могут обозначать любой объект природы – это могут быть птицы, холмы, человеческие фигуры, цветы или что угодно другое, им это совершенно безразлично, как они заявляют. Многие художники говорят: "Только бы дух, которым проникнуто все произведение, был полностью постигнут и оценен". Это показывает, что художники Японии совершенно равнодушны к форме. Своей кистью они хотят выразить нечто такое, что их глубоко взволновало. Им самим может быть неизвестно, как выразить свой внутренний мир.




  • 1
А почему суми-э, а не го хуа?:)

Потому что го хуа - это китайский термин. А мы говорим о японской живописи и, следовательно, используем японскую терминологию.)

Кажется, я не точно выразилась:). Я спросила о том, почему Вам японская живопись нравится больше китайской:)

Я думаю, что если Вы прочитали весь этот материал, то уже заметили, что на первый взгляд японская и китайская живопись очень схожи между собой. Тем более, что истоки японской живописи - именно в китайской.
В моей жизни суми-э появилось совершенно случайно. Я уже раньше об этом писала: http://imhoart.livejournal.com/68897.html
Думаю, что если бы тогда мне попалась в руки книга по китайской живописи, может быть, я занималась бы именно ею. Хотя помимо книги Иоланды Мэйхолл в моей тогдашней жизни еще было увлечение дзен-буддизмом и дочка, изучающая в институте японский язык...)

Я Вам хуже скажу! Я Вас зафрендила из-за постов про суми-э, это во-первых, во-вторых, я сейчас беру уроки китайской живописи:). Так что я слегка в теме:). Ответ "первым попалось" меня совершенно удовлетворяет:). Хотя, с другой стороны, мне тоже первой попалась книжка именно по суми-э, а искала я препода конкретно по китайской...

  • 1
?

Log in

No account? Create an account